Новый игрок. Apple наступает на рынок портативного гейминга

Когда Apple чуть больше года назад представила свой первый iPad, некоторые аналитики отмечая его революционность, все же сомневались в потенциале такого рода устройств. Главный аргумент звучал так: «Планшет не заменит вам ноутбук». Да, не заменит, если вы используете портативный компьютер для набора текстов большого объема, работы с таблицами, склеиваете на нем видеоролики или занимаетесь 3D-моделированием.

Но для повседневных задач, таких как веб-серфинг, просмотр видео, прослушивание музыки, чтения, игр iPad подходит как нельзя лучше.

Планшетник Apple взорвал индустрию потребительской электроники. Прошло чуть больше года с момента появления его первой версии, а производители стационарных компьютеров, ноутбуков и даже телевизоров явно ощущают его присутствие на рынке через снижение спроса на свою продукцию.

Недавно Google провела исследование с целью выявить, чем же занимаются пользователи на своих планшетах.

Оказалось, что 78% смотрят порно ищут информацию, 74% пользуются почтой, 56% сидят в соцсетях, 51% слушают музыку и смотрят кино, 46% используют их как читалки. А играют на планшетах 84% опрошенных.

84% обладателей iPad (который занимает 99% рынка планшетов) играют на них в игры.

Означает ли это, что портативный гейминг каким мы его знаем скоро загнется? Давайте разберемся.

Прозевали

Пока Sony и Nintendo уютненько сидели каждая в своей нише, Apple зашел с черного хода еще задолго до появления iPad, который лишь забетонировал ее позиции на рынке игрового портатива. iPhone превратил огромную аудиторию людей, которые никогда не играли в игры в казуальных геймеров.

Картинки по запросу Apple наступает на рынок портативного гейминга

AppStore очень быстро наполнили тысячи игр, которые продавались в десятки раз дешевле предложений для PSP и DS. Да, отыскать что-то интересное для себя хардкорным геймерам там было трудно, но этого и не требовалось. Колоссальная аудитория казуалов покупала копеечные игры, чтобы занять себя на пару часов. Портативный гейминг для всех и каждого. Через какое-то время необходимость в покупке портативной консоли перестала для «негеймеров» существовать.

Sony и Nintendo сами проморгали огромную аудиторию потребителей казуальных портативных игр. Во многом их вина обусловлена чересчур высокой ценой на игры. На DS было и есть полно игр, которые должны стоить 5 баксов, а продаются по 40. Кто будет покупать откровенное барахло за такие деньги, тем более, если за ним придется идти в магазин?

Самое удивительное, что Nintendo, кажется, не замечает или не хочет замечать происходящего. Их оценка сложившейся ситуации выглядит неадекватной.

Картинки по запросу Apple наступает на рынок портативного гейминга

Сатору Ивата, босс Nintendo раскритиковал на прошлой GDC разработчиков социальных, казуальных и инди-игр за их политику ценообразования, которая якобы ведет к обесцениванию продукции и вредит индустрии. На самом деле эта политика вредит бизнесу Nintendo, а не индустрии в целом.

3DS могла бы исправить ситуацию, но новенький хендхелд от Nintendo не только не в силах перетянуть на себя смартфонных игроков, но даже удовлетворить свою преданную core-аудиторию. На 3DS нет игр, графически она очень слаба, у нее архаичный дизайн и дохлая батарея.

Пресловутое 3D, главный гиммик консоли превратился стараниями падкой на дешевые сенсации прессы в пугало для впечатлительных игроков. 3DS убивает ваши глаза и вызывает головную боль – так теперь судят о консоли обыватели. Заключений докторов, опубликованных в игровой прессе явно недостаточно для разрушения этого мифа. Nintendo стоило созвать в центр Лондона пару тысяч добровольцев, подарить каждому по 3DS и попросить рассказать о своих ощущениях через месяц.

Продажи 3DS

Когда 3DS анонсировали, радости геймеров не было предела. Ура, наконец-то полноценный аналоговый стик! Ура, 3D! Ура, куча игр!

Но вот консоль вышла, и первоначальный хайп резко пошел на спад. На днях Nintendo подтвердила, что в США за первую неделю было продано 400 тысяч 3DS – на 100 тысяч меньше чем DS в 2004 году. В Британии за первый уик-энд продали 113 тысяч, в Японии 400, но MediaCreate сообщает, что это лишь половина завезенного на склады тиража.

Nintendo определенно получила не те продажи, на которые рассчитывала.

Аналитики из iSuppli предсказывают, что Nintendo продаст не более 70-ти миллионов 3DS к 2014 году – на 21 миллион ниже результата DS за тот же промежуток времени.

Естественно, пока рано утверждать что-то наверняка, ведь 3DS появилась совсем недавно, но, кажется все идет к тому, что печатать деньги, как своя предшественница 3DS не сможет.

Компания полагается на свою core-аудиторию и не может ничего ей предложить при этом. В такой ситуации любителям поиграть на ходу почти не остается иного выхода кроме как достать из кармана iPhone или посмотреть в сторону Sony, которая поступает намного разумнее своего конкурента.

Во-первых, Sony прекрасно знает свою аудиторию и четко представляет себе ее потребности. NGP – это графический монстр, с управлением как на «больших» консолях. На нее очень легко портировать игры с PS3, где уже давно научились творить чудеса в графическом и геймплейном плане. С поправкой на небольшой экран NGP, вы вообще можете не заметить разницы в картинке между ей и PS3.

Во-вторых, Sony четко осознает угрозу со стороны Apple, а потому компания пошла на сделку с его конкурентами. «Враг моего врага — мой друг», все верно. Одновременно с анонсом NGP Sony представила PlayStation Suite – сервис, который сможет работать на любом смартфоне под управлением Android, предлагая пользователям доступ к огромной библиотеке игр с логотипом PlayStation.

В будущем на этом сервисе появятся новые игры, прошедшие сертификацию Sony. В идеале мы получим аналог игрового раздела на AppStore для Android. Если цены там будут те же, то у Apple появится серьезный конкурент.

К тому же, Sony запускает Xperia Play, своего рода промежуточное звено между портативной консолью и смартфоном, созданное для тех, кто еще не созрел для первых, но уже перерос вторые. При условии, что ей удастся обеспечить XP играми, (а с PlayStation Suite так наверняка и будет) успех такому решению почти гарантирован.

Просто удивительно как один из двух главных игроков рынка портативного гейминга изо всех сил пытается адаптироваться к изменившимся условиям ведения бизнеса, вызванным, скажем так, случайно.

Apple не задавалась целью стать новым участником игрового рынка. Компания просто выпустила два крайне удачных устройства, на которых ПОМИМО ВСЕГО ПРОЧЕГО можно играть.

Вопрос в том, когда же Apple перестанет бездействовать и возьмется за игровой бизнес всерьез. Может быть и никогда, но вот недавно компания переманила двух видных сотрудников Activision и Nintendo, которые теперь будут работать на благо «надкушенного бренда».

Заставляет задуматься, не так ли?

В любом случае, текущему положению на рынке хардкорных игр Apple пока не угрожает. Причина тому, хотим мы того или нет, одна – на AppStore попросту нет игр, способных заинтересовать core-аудиторию.

Но вот если они там появятся, все может быть совершенно иначе.

Новые перспективы

«Игры, в которые люди играют на смартфонах, в большинстве своем казуальные. Если это то, что на данный момент интересует покупателей, то мы как разработчики мало что сможем с этим поделать». Это слова Джона Кармака, человека к мнению которого стоит прислушаться. В том же интервью Dallas News он сказал, что 3DS и NGP могут стать последними специализированными портативными игровыми устройствами.

При этом он признает, что все еще есть масса людей готовых покупать хендхелды и платить за игры для них по 40 и 50 баксов, полностью игнорируя предложения для смартфонов.

Знаково, что сама id недавно выпустила Rage для iPhone. Не столько игру, сколько демонстрацию широкой масштабируемости движка id Tech 5 который одинаково хорошо работает на всем, от смартфонов до топовых PC.

О масштабируемости и рынке игр для смартфонов говорит и Epic, чей Infinity Blade наделал немало шуму в игровой тусовке. На iPhone 4G и iPad игра выглядит просто невероятно.

Совершенно внезапно о своем решении сделать игру для iOS заявила Remedy, еще одна студия которая никогда не делала игр для портатива. Их изометрические экшен-гонки Death Rally продаются на AppStore за три бакса. Они красивые, интересные, дешевые. Поиграть в такое не стыдно даже фанату Max Payne и Alan Wake.

Пример Remedy, как и многих других разработчиков, свидетельствует о том, что студии пока прощупывают почву под рынком игр для смартфонов. Для них он безусловно интересен, но массивного наступления на него пока не предвидеться. BioWare например после провала MassEffect Galaxy вообще отложила идею разработки для смартфонов до лучших времен.

Так что на данный момент массового наплыва core-тайтлов на смартфоны и планшеты ожидать не стоит. Крупные издатели рассматривают выпуск игр для этих платформ скорее как рекламу проектов для «больших» консолей или новых графических движков, нежели как самодостаточный продукт, способный приносить заметную прибыль.

Разработка для смартфонов по-прежнему является уделом небольших студий, которые делают дешевые игры, пытаясь снабдить их простейшей механикой, совладать с которой сможет каждый.

Пока такая ситуация сохраняется, рынку хендхелдов ничего кроме бездарной политики их производителей не грозит.

Но опять же, «пока».

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.