Игры, которые прикидываются ММО

Время от времени я посещаю форумы, посвященные ММО, и я удивляюсь тому, что иногда там вижу: обсуждения игр, к которые приставка ММО, скажем так, неприставляема. Я задаюсь вопросом: что эти игры там делают? Естественно, постить его в самом треде бессмысленно – его либо проигнорируют, либо забросают камнями. Поэтому я трусливо открыл вордовский документ и написал ответ на этот вопрос.

Дело в том, что некоторые игры действительно похожи на ММО-проекты, но только в ограниченном количестве аспектов, и то не самых главных. Ну ладно, с Multiplayer и Online поспорить сложно, а вот к Massive у меня возникают серьезные претензии. Как, впрочем, и к нескольким другим моментам, о которых ниже.

Итак, что нельзя считать ММО:

1) MOBA. Что переводится, напоминаю, как Multiplayer Online Battle Arena – многопользовательские арены. Чтобы долго не описывать, что же это такое, просто приведу общеизвестные примеры: DOTA2 и League of Legends. Но ведь у этих игр огромная аудитория! можете воскликнуть вы, и будете правы… но только отчасти, поскольку эта массовость не ощущается ни на картах, которые можно пробежать за пару минут, ни на людях, которых может быть только строго ограниченное количество в одной битве. О том, что у всех у них мизерное количество заклинаний и ячеек в инвентаре, и говорить не приходится

2) Экшен-РПГ. Тут речь идет о Диабло и диаблоподобных проектах, которые дали игрокам свой батлнет с блэкджеком и эльфийками. Народу тут обитает побольше, чем в MOBA, но все же недостаточно много. Тут даже есть города, но их размеры смехотворны. Однако это не главная проблема; дело в том, что если в MOBA игроки выбирают из сотни разных персонажей, и в одной битве не могут участвовать два одинаковых, то в экшен-РПГ персонажей максимум 5-7. Да, у них могут быть весьма просторные инвентари, да и заклинаний побольше, распределение скилл-поинтов можно даже с натяжкой назвать билдом, но все это не отменяет того простого факта – слишком много одинаковых фигур и лиц.

3) Многопользовательские шутеры. Ярчайшим примером тут является Warface; посмотрите нарочно, он назван MMOFPS в самой википедии! Разве они не видят, что это не так? Какая тут может быть массовость, если эта и подобные ей игры сочетают в себе антиММОшные черты MOBA (малое количество игроков на карте) и экшен РПГ (мало классов, все одинаковые)? Я считаю, что это возмутительно, что это просто эксплуатация бренда «ММО». Назван ведь Counter Strike в той же вики командным шутером… а теперь подумайте, какие отличия между CS и Warface? Разве что классов нет и можно покупать оружие, а по сути одно и тоже. С некоторой натяжкой к этой же группе «незаслуженных ММО» можно отнести World of Tanks и ей подобные. Это, конечно, не шутеры от первого лица, но механика езды и стрельбы из боевых машин в этих играх упрощена достаточно, чтобы они воспринимались в рамках группы неММО.

Стоит заметить, что настоящие MMOFPS таки есть – это и PlanetSide 2, и Destiny, и недавний Firefall. Для этих игр разработчики разработали целый мир, а не пару десятков не связанных друг с другом карт. В этих играх есть многообразная система классов, приличный крафтинг и кастомизация. Эти игры достойны приставки ММО.

Хотелось бы особо отметить, что я ни в коем случае не сравниваю не подлежащие сравнению игры, за что меня успел беспощадно покритиковать один из ответственных посетителей этого сайта (за что ему отдельное спасибо, нам важно каждое мнение). Я перечислил игры, которые не являются ММО, но называются ими. Что же нужно, чтобы игра и называлась, и являлась ММО?

1) Более тысячи игроков на одном реалме. Помнится мне, были времена, когда я мог играть в WoW только на пиратках (и не стыжусь этого). Так вот, там стабильно играло по семьсот человек с каждой стороны. Я вам скажу, что этого вполне достаточно для того, чтобы мир жил, даже если его размеры огромны. В начальных и особо популярных локациях я почти никогда не оставался один на один с природой, а призывы к зачистке инстов довольно быстро находили желающих. Это было здорово – представлять, что за несколько часов в игре можно встретить несколько сотен людей, каждый из которых занимается своим делом, а не несколько десятков, делающих одно и то же.

2) Просторные и богатые миры. Прямое следствие из первого пункта; мир должен быть достаточно просторным, чтобы сотни игроков не толпились, и достаточно богатым, чтобы плотность игроков не сравнялась с плотностью населения в Сибири. Более того, он должен быть бесшовным – игроки должны перемещаться между локациями так же свободно, как турист по Европе с Шенгенской визой. Наконец, у каждой локации в ММО своя история, свои уникальные особенности; в каждой можно найти десяток причин для посещения. Вообще, такая захватывающая и удивительная штука, как эксплоринг, свойственен только ММО (в экшен-РПГ карты тоже открываются игроку постепенно, но это, во-первых, линейно, а во-вторых, делается ради зачистки, а не ради впечатлений).

3) Развитие персонажа. Опять же, экшен-РПГ, будучи из вышеперечисленных жанров ближе всех к ММОРПГ, могли бы этим похвастаться, если бы одно маленькое НО. Дело в том, что у персонажа эРПГ, как бы это сказать, нет истории. История есть у мира, у второстепенных персонажей, но у самого главного… Например, вспомнить тот же Диабло: в конце победу одерживал не воин, лучница или маг, а некий персонаж из заставки, который и становился следующим Дьяблой. В малоизвестной, но прикольно эРПГ Nox с этим было получше – у каждого персонажа было свое начало и своя концовка, но это не отменяет того, что переосмысливать персонажа в рамках линейного сюжета затруднительно. В ММО вы занимаетесь не тем, что диктует сюжет, а тем, что хотите сами, поэтому вы сильнее ассоциируете себя с персонажем. В общем, я надеюсь, вы меня поняли. Хотя бы по-своему 🙂

4) Люди становятся ближе. Вы когда-нибудь знакомились в командных шутерах с игроками, с которыми играли в одной команде? Разумеется, отдельные случаи есть… наверное. Я немало поиграл в разные игры, и я не могу представить себе такой ситуации. В ММО же я активно знакомился с людьми, и они даже отвечали взаимностью. Не уверен, что они помнят свои приключения со мной, но я помню…

При всем при этом я не могу отрицать, что со временем разделение между ММО и неММО просто перестанет существовать. Игровое комьюинити расширяется с каждым годом, и с каждым месяцем увеличивается процент регулярно выходящих за этим делом в сеть. Я не прошу, в общем-то, чтобы журналисты и геймеры следили за тем, что говорят; это было бы слишком строгим и едва ли выполнимым требованием. Я лишь хочу, чтобы они не забывали, что означают эти три сакральные буквы.

Возможно, в чуть более отдаленном будущем упомянутые сегодня игры и иже с ними обзаведутся собственными большими мирами. Любопытно было бы представить Call of Duty или Battlefield, в котором каждый если не игрок, то хотя бы отряд может переместиться в любую точку мира, чтобы там… а что там делать, на их усмотрение: строить утопическую мини-республику или тоталитарный анклав с собственным ядерным оружием. Нереально? Так ведь игры для того и нужны, чтобы учиться воображать невообразимое.

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.